В чем отличие RPA от АСУТП? Какое место занимает роботизированная система в инфраструктуре предприятия? В каких отраслях применимы роботы? И наконец, кто занимается внедрением роботизированных систем? Об этом рассказывает Евгений Голубицкий, руководитель департамента инноваций компании Navicon.

Давайте сначала приведем в порядок терминологию. Часто под RPA понимается АСУТП. В чем разница между обоими терминами?

Я считаю, что эти два термина имеют мало общего. Автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП) стали «прадедушкой» роботизации. Функции системы ACENG ограничены именно автоматизацией, а не полностью автоматическим выполнением. Дело в том, что без участия человека системы АСУТП не способны решить какую-либо проблему — только проинформировать оператора или выполнить команду, полученную от человека. По сути, АСУТП — программный интерфейс управления техническим процессом.

Автоматизацию можно коротко описать как «система + человек». Роботизация — принципиально другое явление, оно характеризуется схемой «система + система». Если мы дополним АСУТП алгоритмами роботизации, то получим систему, взаимодействующую с системой, и уже робот, а не человек будет управлять АСУТП.

Существуют ли базовые требования к предприятию, которое намеревается внедрить систему RPA?

Я предпочитаю выделять не требования к предприятию, а требования к конкретным бизнес-подразделениям. Независимо от масштабов компании, будь то интернет-магазин или высокотехнологичный завод, у них могут возникнуть потребности в роботизации в почти полностью схожих местах. Суть в том, чтобы найти и рассчитать добавленную стоимость, ту ценность, которую принесет робот. Даже если на роботизируемом участке трудились два человека и робот позволит выполнять те же действия быстрее и без найма дополнительного персонала, то это уже будет хорошо. К примеру, часто идет речь о применении роботизации в общих центрах обслуживания, таких отделах больших корпораций, которые отвечают за бухгалтерию или финансы. В этих подразделениях много ручного труда. И они — первые кандидаты для роботизации.

У нас часто, когда говорят о роботизации, в первую очередь имеют в виду производства с ручным или механизированным трудом, который с помощью роботов можно заменить. При этом подразумевается выполнение рутинных операций. Помимо таких сфер, где еще применима роботизация?

Здесь опять необходимо терминологическое уточнение. RPA не касается автоматизации ручного труда на заводах. Речь здесь не о физических роботах. Кстати, это очень распространенное заблуждение. Те, кто занимается производством, часто думают, будто RPA — механическая рука, которая занимается условным закручиванием колпачков вместо человека. Это не так. RPA — процессная автоматизация. Утрированно, благодаря RPA с Excel начинает работать не человек, а программная платформа.

Если же говорить об отраслях, где применима RPA, то в первую очередь нужно назвать банки, ставшие первопроходцами роботизации. Здесь формируется огромный объем данных, здесь существует множество процессов взаимодействия с клиентами. Оптимизация этих процессов и постоянное повышение качества клиентского взаимодействия для банков всегда приоритетны, и робот здесь самый востребованный инструмент.

Еще одна сфера для RPA — компании сегмента b2c, ретейл, где робот необходим как для взаимодействия с поставщиками продукции, так и для работы с клиентами в точках продаж. Обрабатывается огромное количество заявок, информации о продуктах, и «поляна» для роботизации в этой области очень велика.

Вообще для RPA благодатными видами деятельности являются работа с документами (например, распознавание сканов) и копирование данных из одной системы в другую. Такие кейсы очень распространены в международных компаниях, где функционирует несколько учетных систем — на локальном рынке и глобальная. Одну и ту же информацию приходится вводить дважды, и робот помогает значительно повысить эффективность работы сотрудников.

В любом банке существует скоринговая система, оценивающая потенциальных заемщиков. Можно ли скоринг считать сферой применения RPA?

Роботизация процессов в такой области существует очень давно и в примитивной форме применяется много лет. Скоринг — очень сложный механизм, и какая бы точная математическая модель этого процесса ни была написана (а автоматизировать можно подготовку данных по истории платежей, выписок из кредитных историй, сбор данных из социальных сетей), большая часть работы все равно делается вручную. Зато подготовка данных для скоринга легко роботизируются.

Какое место в информационной инфраструктуре предприятия, вместе с ERP или CRM, занимает RPA?

RPA использует эти системы и взаимодействует с их пользовательским интерфейсом. Были интересные кейсы, описывающие случаи работы компании с устаревшими информационными системами — медленными, не позволяющими развернуть дополнительные надстройки и т. п. В таких случаях приходится либо менять систему, что может быть не только дорого, но и рискованно, особенно если она имеет критически важное значение, либо убирать из системы обычных пользователей и делать ее единственным пользователем робота, который работает круглосуточно, выполняет все операции быстрее и взаимодействует не только с пользовательским интерфейсом, но и напрямую с базами данных.

Когда мы говорим о роботизации процессов, я бы отказался от такого понятия, как «интеграция систем». Робот внедряется там, где интеграция невозможна, но роботизация переживает сегодня хайп и многие компании начинают вводить ее там, где этого не следует делать. Иногда проще настроить перенос данных между системами, если интеграция позволяет осуществить подобный процесс надежно и дешево. А вот если она слишком дорога или просто невозможна физически, то только тогда робот станет правильным решением проблемы.

Кто является основным игроком рынка RPA-систем?

Большинство таких игроков представлены в Gartner: Automation Anywear, BluePrism, UIPath. Есть и другие вендоры, не отобранные Gartner в силу особенностей применения критериев. Все эти компании выросли из небольших структур, которые занимались автоматизированным тестированием внедряемых систем. Многие компании, что сегодня задумываются о роботизации и имеют свой отдел разработки, сравнивая собственные технологии автоматизированного тестирования попросту отказываются от промышленных платформ роботизации в пользу собственных систем. Такое решение не всегда правильно, наверное, оно трудно масштабируется, но тренд существует.

Некоторые игроки рынка первоначально занимались автоматизацией бизнес-процессов. В итоге и те и другие пришли к созданию схожих продуктов — платформ для работы с любыми системами через пользовательский интерфейс. Они отличаются архитектурно: одни имеют серверные версии, другие — локальные, у каждой системы есть свои отличия, которые могут быть критичными, а значит, подходить к выбору платформы нужно вдумчиво и серьезно.

Если говорить о внедренцах, то я не могу назвать ни одной крупной консалтинговой компании, которая не задумывалась бы о внедрении роботов. Важно сказать, что знание платформы как таковой не является конкурентным преимуществом по одной причине: все эти платформы для простых процессов не требуют умения программировать. Среднестатистический пользователь может самостоятельно запрограммировать робота, за пару недель освоив одну из систем и потом роботизируя то, чем он больше не хочет заниматься. Когда мы говорим о консалтинговых компаниях, критичным фактором становится способность организации оказать заказчику помощь в поиске процессов для автоматизации. Суть консалтингового бизнеса не меняется: они со стороны рассматривают бизнес-процессы компании, ищут пути их оптимизации, проводят расчеты ROI и KPI.

Получается, что существует не рынок внедренцев, а рынок консультантов...

Не совсем так. Есть крупные компании, которые самостоятельно принимают решение, закупают лицензии и привлекают консалтинговые фирмы либо для выбора платформы, либо для развития компетенций, создания отдела, занимающегося роботизацией. В этом случае компания-подрядчик действительно не проводит внедрения в классическом понимании.

Но это — одна сторона медали. Есть целый ряд компаний, которые не могут позволить себе создание отдельных новых департаментов. Им необходимо практическое внедрение на нескольких процессах, и помощь в дальнейшей самостоятельной роботизации других сфер.

Я не исключаю, что в будущем образовательные ресурсы разовьются настолько, что внедрение роботизации смогут проводить обычные сотрудники, отвечающие за бизнес-процессы.

Значит, для компании, задумавшейся о внедрении RPA, важно не столько наличие развитого ИТ-департамента, сколько глубокое понимание собственных бизнес-процессов?

Да. Менеджмент здесь первичен. На робота нам необходимо переложить определенные бизнес-процессы. Никакие инструкции, никакие политики не смогут это сделать. Надо научить робота четко выполнять бизнес-процессы с учетом всех нюансов, на которые человек просто не обращает внимания. Поэтому в основе роботизации — глубинное понимание бизнес-процессов, а не техническая подготовка. Роботу все равно, с какой системой работать.

Но везде имеются свои особенности. К примеру, бытует мнение, что робот работает быстрее человека. Однако есть нюансы, с которыми ни один робот не сможет совладать. Например, скорость загрузки страницы в Интернете. Если она длится 25 секунд, то их робот никаким образом не сможет «выиграть» у человека. Поэтому ИТ влияют только на производительность роботов, но первичными все равно остаются технологии управления.

Похожие записи